Акциз – история налога и роль в экономике
22 Ноябрь, 2014Государственный строй, существующий вот уже более трех тысяч лет, немыслим без таких понятий, как налоги и сборы. В центре налогообложения находятся налоги, аффектированно увеличивающие цену товаров и услуг. Примером таких налогов служит акциз.
Под акцизом принято понимать общегосударственный непрямой налог, прибавляющий к стоимости товара, услуги дополнительную сумму. Налог на добавленную стоимость и таможенный сбор также являются косвенными налогами. Но акциз отличается следующей особенностью: им облагается лишь конкретный список подакцизных товаров.
Акцизы служат для обогащения отечественной казны или местных бюджетов от осуществления или пересечения таможенной границы государства продуктами производства, являющимися необязательными для потребления, что отличается от функций налога на добавленную стоимость. Из этого следует, что акциз – налог на богатство, за которое нужно платить. В наше время в России к подакцизным товарам относят:
- винный спирт;
- товары, содержащие в объеме этилового спирта более 9%;
- автомашины;
- байки с высокой мощностью;
- прямогонный бензин;
- моторные масла и дизельное топливо;
- табачная продукция.
Уже в XVII веке экономисты выделяли плюсы и минусы непрямого налогообложения. Акциз нельзя было пропорционально распределить в соответствии с уровнем заработка граждан. В далекие времена объектом налогообложения являлись недостающие и редкие добавки к пище: соль и перец. А в Украине в конце второго тысячелетия подакцизными товарами выступали зерна кофе и шоколад. Но более широкое и наивысшее развитие получило налогообложение алкогольных напитков, приносивших большой доход Древней Руси: пиво, квас, питейный мед. Акцизы могли играть очень важную роль в увеличении казны или в уменьшении потребления определенных товаров.
С развитием производительных отношений подверглись налогообложению ликероводочная продукция, табачные изделия и продукты нефтепереработки.
Благодаря способности уменьшения или увеличения ставок на подакцизную продукцию государство имеет возможность влиять на стоимость товара, следовательно, и на уровень его потребления. В связи с либеральностью глобального экономического рынка акциз нередко выступает предметом спора между государством и крупным поставщиком подакцизных товаров.
Юридическое лицо, являющееся производителем подакцизных товаров, вносит акциз в бюджет, но на самом же деле оплачивает этот налог именно потребитель данных товаров. В современности акциз выполняет фискальную функцию – благодаря нему происходит обогащение бюджета различных уровней.