Некачественный аудиторский контроль в России
22 Август, 2013На рынке аудита все еще масса проблем с его контролем и усовершенствованием. Можно даже отметить, что последние реформы лишь усугубили и без того плачевную ситуацию.
К этим реформам относятся:
- Ужесточение контроля за проведением вынужденного аудита в предприятиях. Это привело к тому, что некоторые аудиторские компании потерпели большие убытки из-за потери клиентов, а не большие компании по проведению аудиторских проверок были даже вынуждены закрыться. Отсюда идет уменьшение аудиторских единиц, которые могли бы свободно продолжать свою деятельность.
- Ужесточились требования к профессиональным знаниям аудиторов. То есть, в 2013 году вышел закон, согласно которому аудиторы должны были пройти переаттестацию, в итоге чего, многим оказалась данная программа не по силам.
Реформы так же привели к тому, что на рынок стали выходить фирмы аудита, которые предоставляют услуги за минимальную стоимость, а учитывая падение экономики в России, многие организации обращаются именно к таким фирмам, которые осуществляют свою деятельность на низшем уровне. В итоге результаты проверок нельзя считать достоверными и правильными. Такие фирмы могут подделывать информацию о результатах проверок, исходя из пожеланий заказчика.
Отслеживать недобросовестную аудиторскую фирму, по сути, должны сами заказчики. Оценку аудиту можно дать только после проведения ими услуг, а заказчик сам должен решить, принимать ему результат деятельности аудитора или нет. Но у нас получается, что заказчик оплачивает услуги, а потом аудитор дает ему свое заключение о проделанной работе.
Также выходом из такой ситуации будет являться то, чтобы ввести единые стандарты на рабочую деятельность аудитора. Здесь речь идет о фиксированной стоимости услуг, о наличии аттестатов аудиторов, об определенном качестве и результате услуг аудитора. Этим должен заниматься отдельный орган, регулирующий работу аудиторов. Но на данный момент, такого органа в стране нет.
Государственное регулирование как бы расширяется, но, по сути, совершенно не работает. Государство заинтересовано в том, чтобы найти нарушения в самой аудиторской организации, а не в той, которую должен проверять аудитор. Государство зажимает в определенные рамки деятельность аудиторов, хотя по сути, должно дать им полномочия на более детальную проверку определенных организаций.