Процесс внутреннего аудита
1 Апрель, 2015Содержание
Процесс внутреннего аудита подразумевает проведение различного рода мероприятий, направленных на улучшение показателей деятельности всего предприятия. Аудиторская деятельность может осуществляться специально выделенным отделом (если предприятие крупное), или же эту функцию может выполнять один человек, совмещая её с другими основными обязанностями.
Внутренний аудит – это комплекс мер, в результате которых выявляются все недостатки в работе предприятия и поиск путей их разрешения в его пользу.
Внутренний аудит как процесс
Если рассматривать аудит как процесс, то следует выделить основные его показатели и задачи:
Периодичность проведения контрольных проверок – исходя из того что внутренний аудит имеет смысл только в том случае, когда его деятельность является систематической, повторяющейся с определённой периодичностью. В таком случае процесс контроля будет осуществляться постоянно, что снизит возможность возникновения рисков и непредвиденных расходов. Периодичность проверок устанавливается руководителем индивидуально и зависит от желаемого результата.
Независимость экспертов, занимающихся внутренним аудитом – очень важно, чтобы люди, проводящие проверки внутри предприятия реально оценивали ситуацию и предоставляли отчётность в том виде, в каком она есть, без излишних преувеличений.
Правильное ведение аудиторской документации – любое действие со стороны внутреннего аудита должно быть закреплено и зафиксировано на бумаге для предоставления отчётности руководителю.
Соблюдение нормативных документов и актов – деятельность внутреннего аудита строго регламентируется нормами, актами и законами «О процессе ведения внутреннего аудита», где детально указано, какие цели должен преследовать процесс.
Задачи и цели, преследуемые процессом внутреннего аудита
Главная цель внутреннего аудита – это обеспечение контроля соответствия качества работы и выпускаемой продукции предприятия, а также поиск несоответствия и выявление главных его причин. Исходя из постановки задачи, можно выделить задачи, которые устанавливаются внутренним аудитом:
- осуществлять плановый контроль, согласно заявленным руководителем сроком за деятельностью всего предприятия или отдельных его отделов;
- правильно оформлять внутреннюю документацию, которая фиксирует результат проверки;
- контролировать соблюдение правил и норм работы, а также соответствие процессов стандартам качества;
- разработка мер и предложений, которые направлены на улучшение деятельности работы предприятия, и как следствие увеличение прибыли;
- контролировать расходы и не допустить убытков для предприятия, которые приведут в дальнейшем к его краху.
В зависимости от личностных пожеланий владельца предприятия функции внутреннего аудита могут быть дополнены и конкретизированы, исходя из того, на что будет направлена его деятельность.
Этапы проведения процесса внутреннего аудита
Планирование – на этом этапе проводится подготовка всех необходимых документов, в которых разрабатывается план и цели предстоящей проверки.
Организация работы – проведение внезапных, незапланированных проверок, которые помогут максимально точно выявить недостатки.
Проведение анализа – сбор всей информации, полученной в результате проверки и её обработка для предоставления отчётности руководству.
Предложения по модернизации деятельности предприятия, а также методов устранения выявленных проблем и недостатков.
Внутренний аудит, как сложный процесс, полностью может регламентироваться руководством предприятия, подчиняясь его запросам и требованиям. Деятельность внутреннего аудита может быть спланирована на год, в конце которого результаты всех проверок оформляются в единый документ, представляющий реальную картину «внутренней жизни» организации. Такой доклад рассматривается публично на совете директоров и принимаются соответствующие указы, направленные на улучшение работы предприятия.
Также возможен вариант контроля ежемесячный, когда вначале каждого месяца или квартала служба получает определённый план работы и количество проверок, выполнить которые должна служба аудита. Отчитываться за проделанную работу работники службы должны вышестоящему руководству, в подчинении у которого непосредственно и находятся.